Религиозный туризм в Крыму

Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Наиболее перспективными регионами религиозного туризма Крыма являются Бахчисарайский, Севастопольский и Ялтинский. На их территории сосредоточенно более 60% культовых сооружений Крыма, большинство из которых являются православными.

Вы можете посетить сайт общины Крестовоздвиженской домовой церкви семьи Романовых в Ливадии.

На сайте можно познакомиться с историей храма, его сегодняшней жизнью: социальными, просветительскими и благотворительными проектами Крестовоздвиженской общины.


К основным объектам посещения религиозного туризма Крыма относятся: Свято-Успенский монастырь, Свято-Никополькая церковь, пещерный монастырь Качи-Кальон, Свято-Климентовский монастырь, Свято-Георгиевский монастырь, храм Светлого Христова Воскресения (воздвигнутый в честь чудесного спасения императора Александра III), Косьмо-Дамиановский монастырь, Свято-Троицкий собор, древняя церковь Двенадцати Апостолов. Из объектов паломничества, относящихся к религии ислам выделяют: мечети Кебир-Джами в Симферополе, Джума-Джами в Евпатории, Тохталы-Джами, Хан-Джами в Бахчисарае, Аджи-бей в Судаке, Муфтий-Джами в Феодосии, мечети Бейбарса и Узбека в Старом Крыму.
В Крыму немало памятников, связанных с другими конфессиями. В пещерном городище Чуфут-Кале сохранились молитвенные дома караимов — кенассы. Неподалеку, в Иософатовой долине находятся старинное кладбище и дубовая роща Балта-Тиймез, являющееся святым местом для караимов.

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
- паломнический туризм;
- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

К объектам посещения в религиозном туризме относятся:
- культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни);
- природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды);
- объекты культа малых форм (алтари, капища).

В XX в. бурно развивалась индустрия религиозного туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. Появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Также у людей возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии.
Паломники отправляются в путешествие вследствие того, что у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Поездки по святым местам осуществляются с различными мотивами: помолиться, найти для себя подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.
Паломнические туры – это поездки верующих к религиозным святыням различных религиозных конфессий. Такая форма общения с Богом была известна еще в глубокой древности. Она основана на вере в то, что молитва наиболее действенна в святых местах.
Паломники исповедуют именно ту религию, святым местам которой, они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок — это  вторичная, сопутствующая задача.
Религиозный туризм в Крыму имеет уникальные предпосылки своего развития  как за конфессиональной мозаичностью, так и за историческим значением региона в распространении ряда конфессий.
Наиболее значительными памятниками среди культовых сооружений Крыма  являются монастыри. В настоящий момент на территории Крыма их восемь, из которых шесть действующих. Из действующих монастырей -  пять принадлежат к православной, один - к армяно-григорианской церкви.

Выделяют следующие типы религиозных районов Крыма:

1. С высоким рекреационным потенциалом, имеющим преимущество по количеству православных монастырей и пещерных городов, и высокую насыщенность территории религиозными памятниками. К этому типу относятся Бахчисарайский и Севастопольский регионы.

2. Со средним рекреационным потенциалом  и преимуществом православных храмов, построенных во второй половине 19 в. и со средней насыщенностью памятников. Это Симферопольский район, Алуштинский и Ялтинский городские Советы.

3. Со средним рекреационным потенциалом с преимуществом армяно-григорианских, православных и протестанских храмов, которые были построены в 14-15 вв. Это территории Судакского, Феодосийского, Ленинского районов, характеризующиеся средней насыщенностью памятников.

 

Крым